22.10.2018

Арт-балет


Балет – национальная гордость России и «визитная карточка» российской культуры. Русский балет прошел длительную историю становления и развития.

Выставка посвящена 200-летию со дня рождения великого хореографа, балетмейстера Мариуса Петипа.  Выставочный проект объединил в себе такие изысканные искусства как балет и фотография. Первым этапом реализации проекта был фотоконкурс «АРТ-балет», в рамках которого фотографам Ямало-Ненецкого автономного округа, как любителям, так и профессионалам, было предложено проявить творческое, креативное мышление, мастерство фотохудожника и сделать снимки балетных танцоров (воспитанников детских школ искусств, балетных студий) на фоне узнаваемых объектов Ямала, а также в условиях уникальной природы нашего края. Идея тематики фотографий – проект нью-йоркского фотографа Омара Роблеса, известного оригинальными сериями экспрессивных снимков артистов балета на улицах городов разных стран - Нью-Йорка, Мехико, Гонконга, Сантьяго, городов Кубы и Пуэрто-Рико. Главное в его работах – сочетание грациозности балетных движений и урбанистического пейзажа, возможность совершенно под другим углом взглянуть на красоту окружающего мира в тандеме с творчеством артистов балета. На его невероятно эмоциональных фотографиях балетные танцоры исполняют пируэты и плие среди стоящих в пробках автомобилей, луж на тротуарах и прочих городских пейзажей. По мнению Роблеса, элегантность артистов балета способна подчеркнуть ту красоту города, которую в суете дней люди зачастую просто не замечают. В конкурсе приняли участие 13 фотографов из городов Ноябрьск, Муравленко, Тюмень, которые представили 54 фотографии. В своих работах авторы стремились передать изящество, легкость, красоту, экспрессию прекрасного искусства, черпая вдохновение в атмосфере самого города и нашей северной природы, передавая удивительный контраст грациозности балетных движений и урбанистического пейзажа.

Первый в России полномасштабный балетный спектакль «Балет об Орфее и Эвридике» поставлен в 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича, в котором церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. В царствование Петра I, благодаря его реформам, музыка и танец вошли в быт русского общества. В 1718 году вышел знаменитый указ об ассамблеях, положивший начало публичным балам в России. В 1731 году в Петербурге было открыто привилегированное дворянское учебное заведение – Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. (При императрице Елизавете Петровне) 4 мая 1738 года по инициативе французского балетмейстера и педагога Жан Батиста Ланде в России открывается первая школа балетного танца - «Танцевальная Ея Императорского Величества школа» (сейчас Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). На протяжении XVIII века в школе, тесно связанной с придворной балетной труппой, преподавали приглашенные в Россию балетмейстеры. Обучение основывалось на западноевропейском опыте.  Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло, который усилил роль кордебалета и связь танца и пантомимы, утвердил приоритет женского танца.