05.03.2018

Выставка Народы нашего края


  Российская Федерация большая, многонациональная страна с великой историей, богатыми ресурсами и удивительным разнообразием культур и традиций. Мы с вами живём в Ямало-Ненецком автономном округе, который является частью великой России. Мы с вами попадаем в пространство, где представлены некоторые народы России, проживающие на территории нашего Ямало-Ненецкого автономного округа.

Русские.

Предками русских являлись славянские племена. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. Первые упоминания имени «Русь» относятся к V – VII векам нашей эры. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называли их антами, скифами, сарматами, готские историки – росоманами (русыми людьми), а арабы - русью. Но очевидно, что речь идет об одном и том же народе.

Сито. Середина XX века.


Ночва

Древнейшие поселения восточных славян, все без единого исключения обосновались на берегах водоемов. Река давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду — зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах от набегов врагов. Далекие предки славян обожествляли реку. Важное место в хозяйстве у восточных славян, занимало скотоводство и земледелие.

   

Декоративная ложка

 

Толкушка. Начало XX века.


Горшок.

Традиционная русская одежда – это не всегда сарафан. Понева –  женская юбка, как правило, из темно-синей клетчатой шерстяной ткани с богато украшенным подолом. Панева надевалась поверх рубахи. Женская рубаха была длинной.Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать женщину. Именно поэтому вышивали нитками красного цвета. Спереди часто надевался передник-фартук. Передник был сплошь украшен узорными полосами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Обычай закрывать волосы замужней женщины известен с далекой древности. Русские женщины после замужества носили кокошник. Появляться с непокрытой головой на людях было неприлично. Этот головной убор носили даже царицы. Формы и украшения кокошника всегда были разнообразны. Богато расшитый бисером, золотыми нитями, жемчугом, бусами, драгоценными камнями и обшит дорогими тканями, этот  головной убор изготавливался мастерицами - «кокошницами».

  

Костюм женский русский (рубаха, сарафан, душегрея)

Утюг углевой. Первая половина XX века.

На протяжении многих веков русский народ создавал уникальную культуру народных художественных промыслов. Русские народные промыслы - гжельхохломажостовская росписьгородецкая росписьмезенская роспись по деревусканьфинифтьпалехская миниатюрафедоскинская миниатюра и другие - представляют собой декоративно-прикладное искусство изготовления и украшения домашней утвари: посуды, самовара, шкатулок, игрушек (русские игрушки).

Традиционным русским жилищем является бревенчатая изба с двускатной крышей. Вход в жилище оформлялся как крыльцо. Окна нередко закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе. Внутренние помещения делились на сени и светлицу. Важное место внутри жилища играла русская печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки. Центром сбора семьи был стол, который накрывался скатертью. Особо оформлялся красный угол — место с иконами. Неотъемлемым атрибутом русского жилища со временем стал самовар.

  

Русский народ стал основателем великого государства – Россия, которая является государством с самой большой в мире территорией (17,075 млн км², что почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады), и которая объединила более 180 народов. И каждый народ в России имеет право на сохранение своей самобытности, традиций, верований. Среди самых распространенных разговорных языков, конечно, выделяются русский, украинский, белорусский, татарский, чувашский, башкирский, чеченский.

Татары.

 История Татарстана очень богата. В первую очередь необходимо сразу же оговориться, что татары – это вовсе не те самые татаро-монголы, которые когда-то держали под игом чуть ли не полмира, включая нашу Родину, а, как это ни странно, по одному из предположений историков это болгары, пришедшие на территорию современного Татарстана. Ее жителей, как и многих других представителей завоеванных монголами народов, в том числе и русских, стали называть китайским словом «тата». Так болгары стали татарами.

 Традиционные занятия татар — пашенное земледе­лие, скотоводство, речное рыболовство и охота.  Наряду с сельским хо­зяйством важное значение имели различные промыслы и ремесла. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву, ювелирное дело — грави­ровка, чеканка, штамповка. Исконными для татар были также торговля и торгово-предпринимательская деятельность.

Костюм женский татарский

Татары населяют многие территории России (есть казанские, крымские, сибирские, астраханские татары), но несмотря на некоторые различия в языке и территории расселения, татары - это нация с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами. И традиционный татарский костюм тому подтверждение.

В национальном костюме татар воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству.

Костюм женский татарский

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар.  Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи (кулмек), которые составляли основу костюма у мужчин и женщин и штаны (ыштан). У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой. Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. В женском рабочем костюме издавна присутствовал фартук с высокой грудкой, который также украшали различными орнаментами и узкие нарукавники, которые одевали во время работы.

Сапоги женские татарские

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани. Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды. Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные. Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями.

Костюм мужской татарский

 Тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка, это мужской домашний головной убор.  Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Эти покрывала закреплялись на голове узкими повязками.

Обувь заслуживает отдельного внимания. Искусство мозаики из кожи дожило до наших дней и стало известно широкому кругу почитателей во многом благодаря ремеслу казанских мастеров, занимавшихся изготовлением традиционной татарской обуви – ичигов. Одежду и обувь татары традиционно украшали цветочно-растительным орнаментом, который присутствует и на гербе Татарстана.

Сапоги мужские татарские

 Издревле и по сей день керамика остается составной частью нашей повседневной жизни.  Гончарное ремесло казанских татар имеет древнюю историю, пришло это ремесло на землю нынешнего Татарстана вместе с болгарами. Неповторимой особенностью керамики, являются узоры, в которых угадываются силуэты животных и птиц.

Сейчас Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – здесь проживают представители свыше 115 национальностей, среди которых преобладают, конечно же, татары. Столица республики Татарстан Казань является одним из 13 городов - миллионников России и крупным культурным центром страны.

Коренные народы в современном мире – это 350 миллионов человек, проживающих в более чем 70 странах и говорящих на 5000 языках. Культуры коренных народов отличаются непреходящей силой взаимосвязи между человеком и природой, неразрывностью традиционного и современного образов жизни, они являются источниками альтернативного мировоззрения, заключающими в себе потенциал для осмысления роли человека в мире. Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствует сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата.

Кукла-акань (мужская) хантыйская начало XXI века

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ханты и манси – два родственных народа, проживают также и на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Этнонимы «ханты» и «манси» образованы от самоназвания народов «хантэ», «кантах» и «манси». В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами.

Костюм женский ханты (платье, платок)

Кукла-акань (женская) хантыйская начало XXI века

Исследователь Севера Западной Сибири Александр Александрович Дунин-Горкавич, побывавший в этих краях, так описывает хантов: «Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами. Убийства среди остяков, в силу миролюбивости их характера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайно редки». Иван Григорьевич Остроумов в своём историко-этнографическом очерке 1904 года «Вогулы-манси» даёт вогулам следующую характеристику: «По характеру своему вогулы народ миролюбивый, добросердечный и добродушный; взаимные отношения их в высшей степени хороши: они не знают, что такое, например, обман, кража, тем более убийство». Для обозначения народов ханты и манси как единого целого в научной литературе утвердился ещё один термин – обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слов: «Югра», «Югория». Так назывались в русских летописях XI-XV веков территории на Полярном Урале и в Западной Сибири, а также её жители. Языки народов ханты и манси лингвисты относят к угорским (югорским), в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.

 Костюм деткий коми-зырянский (рубаха и сарафан)

По данным археологии прослеживаются обширные торговые связи населения Западной Сибири в 1 тысячелетии н.э. Судя по находкам в древних кладах и погребениях, на рубеже эр существовал товарообмен с Китаем, который, вероятно, производился купцами, следовавшими через территорию Западной Сибири. Подобные контакты были и позже: в VII-VIII веках  – со Средней Азией и северо-восточной Персией, в Х веке – с Волжской Булгарией через Урал. В более поздний период формирования этносов, населяющих Западную Сибирь, можно говорить о межэтническом контактировании. Под этническими контактами подразумевается наличие кровнородственных, брачных связей. Данный процесс подтверждают этнографические данные по материальной и духовной культуре, в частности – материалы по погребальному обряду, одному из наиболее ярких показателей этничности.

  

Музыкальный инструмент коми-зырянский "Шур-шак"

 

Музыкальный инструмент коми-зырянский " Чипсан"

Межэтнические связи существовали у обских угров с соседними народами: ненцами, селькупами, коми-зырянами, сибирскими татарами. Все культурно-исторические и этнические процессы, несомненно, повлияли на формирование и оформление самобытной традиционной культуры народов ханты и манси. Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге – скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д. Одежда народов ханты и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент. В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения Ханты-Мансийского округа. Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания. Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживают в Ямало-Ненецком автономном округе. Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы - 1500 чел. (самоназвание нещанг  «человек») расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.  Основные занятия ненцев - это оленеводство, рыболовство, охота. Оленеводство. Ненцы с давних времён называют себя «детьми оленя». Вся жизнь их связана с оленем. В стаде выделяется вожак, который является самым красивым и крупным оленем. Ненцы называют его «менаруй». Вожак никогда не используется в упряжке. Другие обученные олени предназначаются для езды на санях и перевозки грузов. Зимой используется от трёх до четырёх оленей, а летом - от четырёх до пяти. Передовой олень отличается ростом, силой и понимает команду поздника. По-ненецки передовой олень называется «нензаминдя». Также оленей различают по возрасту и полу. Бык - «хор», а тёлка - «яхадей». Телят начинают приучать к упряжке с шести месяцев. Молодых оленей - самочек и самцов - разделяют к концу первого года их жизни. Самых быстрых и выносливых оленей используют для езды в упряжках. Живут олени до двадцати трёх лет. Интересно то, что для езды используются только холостые олени. Они сильно отличаются по скорости бега и выносливости. Только за один день эти олени могут преодолеть с лёгкими нартами до триста км. Но перерыв делается через каждые двадцать пять километров для отдыха, утоления жажды водой и питания оленей. Крупнотабунное оленеводство ненцев невозможно без ненецкой лайки. Рыболовство. Дети для рыболовства используют крючки, гарпуны и загороди. Взрослые же летом добывали рыбу сетями и неводами с лодок - колданок. Сети плетутся из конопли или тальникового лыка. Во время лова ненцы едят сырую рыбу. Зимой пробивают лёд и добывают рыбу с помощью морд, важанов и фитилей. Для приманки используются маленькие деревянные рыбки. Когда рыба подплывает, её колют острогами. Все ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев это - центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём и месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю. Чем богаче была семья, тем был и больше по своим размерам чум. У бедняков чум остроконечный, а тупоконечный, наоборот, у ненцев с хорошим достатком. Чум сооружают из жердей. Для этого необходимо сорок шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют «нюками». Шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от шестидесяти пяти до семидесяти пяти оленей. С июня по сентябрь происходит переход с зимних нюков на летние. Диаметр чума достигает до восьми метров, в нём может находиться до двадцати человек.

Правила жизни в чуме. Для женщин. В ведении женщины находится очаг. Только женщина может прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство, кроме прихожей чума, находится под её покровительством. Для мужчин. Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу. Для гостей. Гостей-мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы. Гостей-женщин размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.

В статье использованы материалы:

  1. Тематическая экскурсия по выставке «Дом народов Ямала»/Разработано:    старшим научным сотрудником культурно-образовательного отдела МБУК ПРИКМ Я.М. Лысенко, лектором-экскурсоводом Д.С. Лопушанской.  2014 г.                                               
  2. КМНС, Малочисленные народы Севера.
  3. www.svastour.ru/путешесвтия по России. Сибирь. Ненцы.
  4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

 

                                                                                                   

Мы используем cookie

Во время посещения сайта Пуровского районного историко-краеведческого музея вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Понятно, спасибо